Педагог… Это моё призвание?

Эссе педагога дополнительного образования

Татьяны Васильевны Ведерниковой

Дом детства и юношества «КЕДР»

Как понять и осознать факт, что ты на правильном пути? Жизнь идёт, времена меняются, а ты живёшь. Порой кажется, как белка в колесе, мчишься куда-то.

Остановись, выдохни и поразмысли. Со мной сегодня это и происходит…

15 декабря 2018 года.

Елена Евгеньевна уговаривает участвовать в конкурсе «Сердце отдаю детям», — говорю я за общим семейным ужином.

— И что, ты как?

— Конечно же, отказалась. Зачем мне это? Ночи не спать, готовиться, да потом ещё и на сцену придётся выходить! Это же просто кошмар!

— А кто, если не ты, мам? Ты вся в детях, в работе, в походах-экспедициях, в проектах и планах на будущее, и всё время пишешь методички! При встрече с тобой мы говорим только о твоих-моих воспитанниках! Мама, ты обязательно должна участвовать! Всей семьёй тебя поддержим! – говорит мне старшая дочь, учитель с большим педагогическим стажем, чем мой.

На вечернем совете муж и остальные члены семьи дали на то согласие.

16 декабря 2018 года – празднование 100-летия детского туризма в нашей стране.

С коллегами выходим на большую сцену и исполняем любимую «Ушайку», где понимаю, что на самом деле вовсе не боюсь сцены.

И, вот, время остановись! Дай возможность осознать себя самоё во времени…

Да, точно, дочь права, я почти постоянно думаю о работе. Для меня это скорее не работа, а любимое дело. Как же важно заниматься в жизни тем, что увлекает полностью, куда погружаешься с головой! Придумывать всё новые и новые игры и задания для младших, видя, как живо они на них реагируют. Как здорово со старшими идти вперёд сквозь бурелом и ненастье, ехать на велосипеде по грязи, быть на воде под проливным дождём. И каждый раз доказывать, прежде всего себе самой, что я это могу. Доказывать, что всё человеку под силу, стоит только захотеть!

Как было важно тогда, когда пришла в педагогику, ощутить себя признанным и принятым в круги своя «маститых» туристов, прошедших огонь, воду и медные трубы. А ведь в первое время были сомнения: смогу ли я и моё ли это?

Тогда, зимой 2013 года, гуляя в лесу с группой детей (это был сын-первоклассник с друзьями), я встретила в очередной раз давнюю добрую приятельницу Татьяну Елфимову. Педагог-турист с огромным стажем, которая выпустила из стен «Кедра» большое количество юных туристов. «Ты всё ходишь и водишь?», – спросила Таня. «Приходи к нам в «Кедр» работать, ещё и зарплату будешь получать», — предложила она.

И вот. Я педагог. Что делать с детьми, как и чем с ними заниматься? Оказалось, что всё не так сложно: собственный опыт воспитания трёх детей пригодился. Не важно, чьи это дети, важно их искренне любить. Слушать и слышать их переживания: радость, грусть, боль и восторг… Быть с ними внимательной, потому, что они все разные. Важно видеть в каждом индивидуальность, не унижать и не давить! Каждый день принимать их с улыбкой и шутками! А заниматься с ними тем, чем сама увлечена. Так в моей программе появилось и скалолазание, и лыжи, и катание на велосипеде, и уж, конечно же туризм. А ещё наблюдение за окружающим миром, чем я увлекалась с детства.

Безгранично уважаю коллег, я всё ещё у них учусь. А ведь, в основном, это женщины, которые делают неоценимый вклад в воспитание подрастающего поколения. С огромными рюкзаками на плечах проходят они с воспитанниками сотни километров по бездорожью и непогоде, живут в палатках в любое время года, готовят еду на костре, давая детям понять, что всё подвластно человеку. И я, как и их воспитанники, учусь у них этому. Вот уже пять лет я пребываю в состояния полёта от распростёртого для себя горизонта и хочется делать, творить, созидать! Теперь ясно понимаю, что всё это не было случайностью, произошёл закономерный процесс. Имея потребность в общении с детьми, я пришла в педагогику.

Ноябрь 1989 год.

-Уважаемая Татьяна! Признаюсь, у Вас дар к педагогике. Вы можете продолжить работу на кафедре, но, поверьте мне, Вас ждут дети, — слова моего куратора по педагогической практике после зачётного урока биологии.

Мне, студентке пятого курса ТГУ, было забавно это слышать. Практику я проходила в школе № 47. Да, чудные детки 5 а класса! И эта Вика, отличница, которая на самостоятельной работе никак не могла сопоставить слово шиповник с происхождением его названия, несмотря на мои подсказки, что у этого растения имеются шипы. Наверное, я слишком мудрёно загадала. А этот «шалопай» Витька, как все в школе его считали, на вечере именинников пригласил на танец девочку, после моего разговора с ним. Скромную, но очень обаятельную Марину, которая ему сильно нравилась. Многое помнится. И больше всего – расставание с 5 а. Мне казалось, это было немного предательством по отношению к ним. Но меня ждала жизнь, полная приключений, уж точно не связанная со школой, как мне тогда виделось!

И вот, уже через полтора года в моей жизни появился человечек, который притянул все мои педагогические изыскания – дочка была моим главным учеником. После рождения второй дочери захотелось оставить место на кафедре университета и заняться только воспитанием детей.

Сентябрь 1996 года.

— Пусть учится, это же так просто и красиво. А педагог – такая молоденькая и симпатичная девочка. Будет ходить к вам домой, к тому же я уже договорилась, — уговаривает меня мама, преподаватель музыкальной школы по классу аккордеона.

И вот, наша маленькая пятилетняя дочка «дудит» на маленькой флейточке умилительные мелодии. А для гармоничного развития ребёнка идем в секцию фигурного катания.

Как же создать для ребёнка мотивацию к занятию чем-либо? Заняться этим самому. Только собственным примером, желанием совершенствоваться в чём-то, можно увлечь детей. И начинается серьёзная совместная работа. Разбор нот, отстукивание ритма, аккомпанирование на фортепиано, а затем совместные тренировки на льду. Совместное изготовление костюмов для выступлений. Подросла младшая дочка и всё повторяется вновь: музыка, спорт, школа. Обе дочери учились у Заслуженной учительницы России. А это значит, что приходилось учиться всей семьёй. Фигурное катание, потом лыжная секция, а позже горные лыжи и сноуборд. И везде вместе и всегда с нуля.

Где почерпнуть силы, как правильно вести себя с ребёнком?

1982 год, подготовка к техническому зачёту по музыке.

— Никогда, ты слышишь, никогда мои дети не будут учиться в музыкалке! – кричу в сердцах я, тринадцатилетняя, своей маме.

Через два дня зачёт сдан на отлично, и я довольная и гордая собой сижу, в ожидании окончания маминого урока. Часто приходилось маму ждать, чтобы вместе вернуться домой.

Как забавно она общается с этим верзилой Игорем! Он всё время пытается маме грубить, такой колючий, как ёж, но она вновь и вновь нейтрализует его шуткой. И так всегда – не выучил — посмеётся, выучил – хвалит выше меры. И все они, эти мальчишки до великовозрастного состояния ходили к маме на занятия. Самое главное, что при этом никакого крика и унижений!

В трудные времена я всегда думаю, а как бы поступила мама и что бы она сказала?

Начало ноября 2018, г. Санкт-Петербург.

— Ребята, не забывайте о том, что по вам будут судить прежде всего о Томске, о нашем родном городе, из которого приехали.

И вот эти подростки, которые ныли и доказывали, что не любят музеи, ходят сначала по музею Пушкина на Мойке как зачарованные, а на следующий день в усадьбе Державина за экскурсоводом, и внимают каждому его слову. А через день мы слушаем оперу в Мариинском театре. Это наивысшая награда для меня.

Да, я работаю в педагогике, но какой я педагог? Мне не хочется делить детей на одарённых и посредственных. Мало того, категорически против такого разделения. Все дети одарены от рождения, возможно очень особенным, но сегодня это ещё пока не проявилось. Все дети исключительны и индивидуальны. Постоянно об этом говорю и младшим, и старшим воспитанникам. Приглядитесь друг к другу, и разглядите, чем же хорош каждый. Каждый уникален, и если у него что-то сегодня не совсем получается, то может быть новое в нём откроется завтра?

Что могу я дать детям? Наверное, то, во что верю сама. Прежде всего любовь к нашей стране, и никакого пафоса. Я – патриот России, потому что безгранично горжусь нашей историей, культурным наследием великих русских гениев литературы, музыки и искусства. Горжусь принадлежностью к Сибири. Предки мои здесь жили, и от этого хочется ходить их тропами, исследовать и изучать… Уверена, что в осознании молодыми людьми принадлежности к Малой Родине берёт начало патриотизм и любовь к Родной стране.

В сегодняшний стремительно развивающийся век, среди высоких технологий и шквального потока информации мы, человечество, рискуем потерять маленького человека. Мы, взрослые, просто обязаны открыть и показать нашим детям, что окружающий мир гораздо шире, богаче, и прекраснее мира виртуального. И чтобы дети не просто увидели, но и физически это ощутили. Катаясь на лыжах по искрящемуся в январе снегу, улетая в пухлые сугробы на санках-ледянках, лазая по скалам, купаясь в озёрах, мчась на велосипеде, преодолевая десятки километров, или просто слушая тишину, сидя в ночи у костра… Ощутили и приняли сердцем: мир прекрасен – вместе найдём себя в нём!